Методические разработки мероприятий в рамках Открытого Урока чтения-2017 по теме: «Особое детство» по произведению В.П. Катаева «Цветик – семицветик»

08.04.2019

«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по- моему вели, вели, чтобы Витя стал здоровым…»

Тема:“Особое детство”, чтение в подготовительной группе произведения В.П. Катаева “Цветик-семицветик”.

Цель:Формирование толерантного отношения воспитанников к детям с особыми возможностями здоровья.

Задачи:

· Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство сострадания к людям.

· Обучать детей пересказыванию с использованием опорных мнемосхем.

· Воспитывать доброту, отзывчивость к окружающим.

· Способствовать развитию умений понимать свои чувства и чувства других людей.

· Воспитывать чувство сострадания к людям, имеющим недостатки, желание помочь им.

· Способствовать развитию умений распределять свои желания, жизненные ценности, оценивать, что главное.

· Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

· Внедрять нетрационные методы (хромотерапию – успокаивающее воздействие цвета на восприятие детей, имаготерапию – чтение произведения, перессказ, диалог между взрослым и ребенком, аромафитотерапию – воздействие запаха на восприятие детей, музыкатерапия - воздействие музыки на восприятие детей).

Предварительная работа:

1. Чтение произведения В.П. Катаева “Цветик-семицветик” воспитанникам подготовительной группы.

2. Задание домой – работа с родителями. Произведение делится педагогом на 7 частей - отрывки, родителям прочитать детям заданный отрывок произведения В.П. Катаева “Цветик - семицветик” и подготовить пересказ отрывка произведения с использованием опорной мнемосхем.

3. Пересказ воспитанниками своих отрывков с использованием опорных мнемосхем.

4. Познавательная речевая игра – «Путешествие в страну трав».

5. Познавательная речевая игра “Цветочная поляна”.

6. Заучивание чистоговорок.

Описание предварительной работы

1. Чтение произведения В.П. Катаева “Цветик- семицветик” воспитанникам подготовительной группы.

Цель: Познакомить детей с содержанием произведения В.П. Катаева “Цветик - семицветик”

Задачи:

- Учить детей слушать, воспринимать произведение на слух.

- Развивать нравственно-этический словарь детей.

- Развивать зрительное и слуховое внимание.

2. Задание домой – работа с родителями.

Произведение делится педагогом на 7 частей - отрывки, родителям дается задание прочитать своему ребенку заданный отрывок произведения В.П. Катаева “Цветик - семицветик” и подготовить пересказ отрывка произведения с использованием опорной мнемосхемы.

Цель:Вовлечение родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс группы.

3. Пересказ воспитанниками своих отрывков с использованием опорных мнемосхем произведения “Цветик-семицветик” В. П. Катаева.

Цель:Продолжать учить детей содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Задачи:

- Совершенствовать умение пересказывать текст по частям с использованием опорных схем. Помогать составлять план своего рассказа и придерживаться его.

- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

- Приучать детей к самостоятельности суждений.

4. Познавательная речевая игра – «Путешествие в страну трав».

Цель: Дать детям информацию о пользе лекарственных растений в жизни человека.

Задачи:

- Знакомить детей с лечебными свойствами растений

- Рассказать детям об уникальности каждого растения, провести взаимосвязь уникальности каждого растения природы и уникальности каждого человека, как части природы, о том, что люди могут помогать друг другу.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Дорогие ребята! Предлагаю вам отправиться в путешествие в страну трав. А что же такое трава? Это небольшое растение с мягким и плоским стеблем.

Ландыш – многолетнее травянистое растение.

Когда цветут ландыши? (в мае)

В ландыше вся лесная поэзия мая.

Ландыш – полезное лекарственное растение.

Настойка ландыша применяется в медицине как успокаивающее средство.

Лопух – где растет? (на лугу, огороде, вдоль дороги)

Лопух – целебное растение, его прикладывают к ранам, чтобы заживали накладывают к больным суставам. Отваром лопуха лечат заболевание кожи.

Одуванчик – золотой, солнышка сынок родной – так говорят люди об одуванчике.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. Одуванчики раскрываются в 6 утра, а к трем часам дня уже гаснут их желтые огоньки.

В медицине его используют для лечения почек и печени.

Подорожник – растет вдоль дорого –многолетняя трава.

Им лечат аллергию, применяют как обезболивающее средство.

Полынь –высокая трава – пахучее растение.

Если растереть листок полыни, почувствуешь сильный, приятный запах.

Запах полыни прогоняет мышей и разных насекомых, листья обладают лечебными свойствами, а чай с полынью повышает аппетит.

Игра «Узнай, какая это трава?»

Отгадай загадки

В белой шапке стоит дед

Если дунешь-шапки нет (одуванчик)

В ельнике цветет густом

Звенит белым бубенцом (ландыш).

Речевая игра «Поиграем в слова» (продолжить, назвав прилагательное).

Василек – синий

Крапива – жгучая

Одуванчик – пуховой

Ландыш – белый, голубой

Лопух – полезный, большой

5. Познавательная речевая игра “Цветочная поляна”.

Цель:Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Задачи:

-Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Ход работы:

Воспитатель: Ребята, раньше лето называли красным, т.е. красивым.

Почему, как вы думает?

Ответы: Летом много цветов

Воспитатель: Мы с вами уже попрощались с летом, сейчас наступила осень, давайте мы с вами вспомним, стихи о цветах, которые учили с вами.

Дети рассказывают стихи о цветах:

Одуванчик – до чего ж

Ты на облачко похож

Страшно даже и взглянуть

Как бы облачко не сдуть.

Белая ромашка – лепестки вразлет

Мчусь с тобой в ладони, словно вертолет

Лепестки – пропеллер, я чуть-чуть дышу

Я ромашку маме подарить хочу

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобойХочу такой сайт

Колокольчика цветы очень вежливы

А ты?

Речевая игра «Назови ласково»

Цветок - цветочек

Лист - листочек

Василек - василечек

Ромашка - ромашечка

Стебель -стебелек

Пион - пиончик

Воспитатель:

А теперь представьте себе поляну, раннее утро, что происходит с цветком! Выглянуло солнце. Каждый из вас цветок, просыпается, тянется к солнышку и говорит свое цветочное имя.

Я… (мак, василек и т.д.)

Лето дарит нам цветочки на память

Каждый человек красив, уникален, словно цветок.

6. Заучивание чистоговорок.

Цель: Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Задачи:

- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка.

- Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Лепка на тему: «Цветик – семицветик»

Описание хода занятия в рамках открытогоурока чтения-2017

по теме: «Особое детство»

по произведению В.П. Катаева «Цветик – семицветик»

Часть 1

Ребята, сегодня прекрасный осенний день и мы с Вами давайте вспомним наше домашнее задание.

Дети слушают пересказ последнего отрывка “Цветик-семицветик” В.П. Катаева, в котором Женя помогла мальчику Вите стать здоровым.

Вопросы к детям после пересказа:

1. Как Вы думаете, какое желание было самым полезным для Жени и почему?

2. Какому герою из произведения нужна была помощь и почему?

3. Почему Витя обиделся, когда Женя предложила ему поиграть?

4. Что помогло Вите стать здоровым?

5. Как Вы считаете, можем ли мы с Вами быть добрыми, понимающими?

Часть 2.

“Путешествие в страну запаха”.

Приготовлены столы, на каждом столе разложен поднос с салфетками пропитанными маслом с запахом растения.

Дети подходят к каждому столу, определяют по запаху лекарственные растения и говорят, как они помогают нашему организму:

1. Ромашка – успокаивает.

2. Лопух – прикладывают к ранам.

3. Одуванчик – используют в медицине.

4. Полынь – чай с полынью повышает аппетит.

“Путешествие в страну цвета”.

Воспитатель:

У цветика-семицветика сколько лепестков? (7)

Какого они цвета?

Сейчас мы отправляемся в волшебную страну цвета, где сможем не только увидеть, но и почувствовать каждый цвет.

Воспитатель: Синий цвет на что похож?

Дети: цвет неба, морских волн, добра.

Релаксационное упражнение “Крылья”.

Встаньте в круг, представьте, что над головой у Вас синее небо, делаем три вдоха и выдоха, поднимите руки вверх. Мы взлетаем, мы летим, у нас отличное настроение, хочется всем помогать, всех любить. Вдалеке показалась волшебная страна добра. Давайте прикоснемся к этому чуду. Почувствовали, какое оно нежное, теплое? Частичку этого чуда мы возьмем с собой. Летим назад, сделайте три вдоха и выдоха. Мы вернулись. Что Вы почувствовали во время полета? Чего Вам хотелось?

Воспитатель: Красный цвет на что похож?

Дети: цвет любви, сердца.

Эмоциональное упражнение “Иногда я бываю”.

(Показать сердечко) и со словами: “Иногда я бываю…”, передать сердце другому нужно продолжить предложение, назвать свои отрицательные качества, от которых можно избавиться.

Эмоциональная игра «Какого мы цвета?»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами подумаем, какой цвет живет у нас внутри, какой цвет вам больше нравится и что же он означает.

Воспитатель: Желтый цвет на что похож?

Дети: цвет солнца, добра.

Воспитатель: Солнышко согревает нас, а мы его лучики добрые, светлые, лучистые, давайте подарим друг другу тепло своих улыбок.

Дети встают в круг, образуя солнышко и лучики, улыбаются друг другу.

Воспитатель: Зеленый цвет на что похож?

Дети: цвет травы и деревьев, цвет природы.

Воспитатель: Давайте пройдем по травке и почувствуем, как она нежно щекочет наши ножки. Ходьба по массажным дорожкам – травка.

Воспитатель: Розовый цвет на что похож?

Дети: цвет любви.

Воспитатель: давайте все обнимемся, подарим друг другу свою любовь и обязательно почувствуем ее.

Воспитатель: Посмотрите, сколько много в нас цветов и все они играют своими красками, вы все красивы, каждый человек красив и уникален.

Часть 3

“Мое желание”.

Дети берут по одному лепестку и загадывают желание. Лепестки разного цвета!

Каждый ребенок берет лепесток, говорит заветные слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Затем бросает лепесток и вслух загадывает свое желание.

Часть 4.

Итог занятия.

Сегодня мы с Вами поговорили о том, какими способами можно выражать дружеское отношение, как можно помогать другим людям, если они нуждаются в помощи, как дарить людям радость.

Большое спасибо Вам за то, что смогли помочь друг другу справиться с разными трудностями, что Вы такие добрые и дружные. Дарим детям медальки в форме лепестка…


Приложение

Ответы детей на занятии.

1. Как Вы думаете, какое желание было самым полезным для Жени и почему?

Ответ: Последнее желание было самым нужным, Женя встретила друга, и смогла играть с ним.

2. Какому герою из произведения нужна была помощь и почему?

Ответ: Вите, он болел был хромой.

3. Почему Витя обиделся, когда Женя предложила ему поиграть?

Ответ: Он подумал, что Женя смеется над ним, потому что он хромой.

4. Что помогло Вите стать здоровым?

Ответ: Желание Жени, чтобы Витя стал здоровым

5. Как Вы считаете, можем ли мы с Вами быть добрыми, понимающими?

Ответ: Да.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».