V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 5.1. Краткая презентация Программы В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в МАДОУ детский сад № 170 разработана «Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детского сада № 170» п. 2.13. ФГОС ДО. 1) Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ООП ДО охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей с 2-х месяцев до 8-ми лет. Образовательная программа детского сада: - обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 2-месяцев до 8 лет, в том числе одарённым детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям Программы, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению. Для детей – инвалидов и детей с ОВЗ. - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога - психолога); - консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье. Для одарённых детей. - обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с учетом рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога); - консультирование родителей (законных представителей) одарённых детей по вопросам воспитания ребенка в семье. Возрастные категории детей. - от 2 месяцев до 1 года - младенческий возраст - от 1 года до 2 лет – ранний возраст - от 2 лет – до 3 лет – ранний возрастДошкольный возраст. - от 3 лет до 4 лет - от 4 лет до 5 лет - от 5 лет до 6 лет - от 6 лет до 7 лет *Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода Программы совпадают с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3). 2) Используемые Примерные программы Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений представлены следующие парциальные программы/технологии: Социально – коммуникативное развитие - Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. Соответствует ФГОС ДО. Коломийченко Л.В. - Детский совет: методические рекомендации для педагогов / Л.В. Свирская.– М.: Издательство «Национальное образование». – 80 с. Познавательное развитие. Познавательное развитие - Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - Формирование элементарных математических представлений / под ред. И.А. Помораевой, В.А. Позиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - Математические ступеньки / под ред. Е.В. Колескниковой. М.: ТЦ Сфера, 2016. Речевое развитие: - Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - Развитие речи в детском саду / под ред. В.В. Гербовой. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. Художественно-эстетическое: - Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - Изобразительная деятельность в детском саду / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / под ред. И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. – г. Санкт-Петербург, 2015. Физическое развитие: - Физическая культура в детском сад / под ред. Л.И. Пензулаевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. Инклюзивное образование - Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 3 – 7 лет / Н.Ю. Куражева [и др.]; – СПб.: Речь, 2014. – 208 с. - Крюкова С.В., Донскова Н.И. «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» программа эмоционального развития детей дошкольного возраста 4 – 6 лет. - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, М.: 1993. - Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). 3) Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Задачи взаимодействия детского сада с семьей: - изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; - знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; - информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; - создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; - привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); - поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Принципы в работе с семьями воспитанников: открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание единой развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к развитиюличности в семье и детском коллективе Формы сотрудничества с семьёй - Консультирование родителей, индивидуальные беседы. - Общие и групповые родительские собрания. - Приобщение родителей к реализации тематического периода. - Дни открытых дверей, открытые просмотры образовательной деятельности. - Анкетирование. - Проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов. - Совместные с родителями выставки. - Издательская деятельность для родителей: выпуски раздаточной информации в формеброшюр; стендовая информация; новости на сайте детского сада. - Совместная деятельность: проекты, семейная ассамблея, семейный театр. - Ежегодное социологическое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг. С учётом мнения родителей выстраивается стратегия взаимодействия по педагогическому треугольнику. Исследование социального статуса семей воспитанников Исследование социального статуса семей воспитанников проводится ежегодно, в сентябре и является фундаментом для совершенствования планирования работы с родителями, направленной на личностно ориентированный подход к семьям. Исследования за последние три года позволяют сделать вывод о наметившейся тенденции к увеличению молодых и многодетных семей. Практическое применение данных исследования, позволяет построить гармоничные взаимоотношения в рамках педагогического треугольника: педагог – ребёнок –родитель.