Аннотация к Рабочей программе для детей 3-4 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 170
620017, г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, 16, е-mail: mdou170@eduekb.ru
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 года)
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 170
Рабочая программа воспитателя (далее РП) МАДОУ детский сад № 170 (далее
МАДОУ) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
В группе общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное
образование в соответствии с основной общеобразовательной программой –
образовательной программой дошкольного образования (далее ООП ДО), разработанной
МАДОУ самостоятельно, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, комплексной образовательной
программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
По Уставу МАДОУ осуществляет образовательную деятельность по
образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. РП
ориентирована на воспитанников с 2 лет до 3 лет. Группа работает в режиме пятидневной
рабочей недели с понедельника по пятницу с 10,5 – часовым пребыванием детей с 07:30
часов до 18:00 часов, исключая выходные и праздничные дни.
Обучение и воспитание в МАДОУ ведется на русском языке.
РП характеризует специфику содержания образования и особенности организации
образовательного процесса, направленные на обеспечение разностороннего развития
детей раннего и дошкольного возраста по направлениям (образовательным областям):
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
РП разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными
правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ,
регулирующими его деятельность:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3
февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа
2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в

сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года N 26 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27.10.2020 г. N 32 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения».
9. Устав МАДОУ.
РП учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного
образования:
1. повышение социального статуса дошкольного образования;
2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в
получении качественного дошкольного образования;
3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного
образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их
освоения;
4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы: непрерывное накопление ребенком культурного опыта
деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой,
общения с другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (познавательных,
социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой
формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и
успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи:
• охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и
психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных
условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и
уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития
детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
каждого ребенка;
• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить
самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в
единстве с миром, в диалоге с ним;
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности,
самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация
содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим
миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной
организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и
общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психологопедагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с
позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах
жизни человека.
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детского
организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным
Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) средние антропометрические
показатели к четырем годам следующие: мальчики весят 16,3 кг при росте 102,4 см, а
девочки весят 15,9 кг при росте 100,7 см. При этом главный показатель нормы –
комфорт и хорошее самочувствие ребенка.
Развитие моторики и становление двигательной активности
Движения детей четвертого года жизни становятся более разнообразными и
координированными. Они активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге,
прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов.
Однако большинство детей не в полной мере согласуют движений рук и ног в
процессе ходьбы и бега. Малыши часто опускают голову и плечи, смотрят себе под ноги,
походка остается еще тяжелой. В то же время ходьба становится более уверенной:
уменьшаются раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее становятся
движения рук.
Малыши очень любят ходить и бегать врассыпную, по кругу, за воспитателем, но их
бег их еще неравномерен, движения рук не энергичны.
Дети с удовольствием подпрыгивают на месте, вверх, доставая предмет,
подвешенный выше поднятых рук, перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются
вперед прыжками, прыгают в длину с места и спрыгивают с небольшой высоты. При этом
малыши прыгают тяжело, на всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты (как
правило, на прямые ноги).
Дети 3-4 лет в самостоятельной деятельности широко используют разные виды
ползания: на четвереньках, опираясь на колени и ладони, ступни и ладони, колени и
предплечья. Движения ползания достаточно уверенные.
Лазание по лесенке, стремянке, гимнастической стенке требует от детей большого
напряжения: они передвигаются достаточно медленно и в произвольном темпе, используя
приставной шаг.
Упражнения в бросании и ловле мяча, предметов вдаль, в горизонтальную цель, друг
другу становятся у детей все более координированными. К четырем годам появляется
подготовительная фаза движений бросания: отведение руки вниз, назад и в сторону и т.д.
Однако замах рукой еще слабый, между замахом и броском отмечается длительная пауза.
У малышей остается неуверенность в бросании и ловле мяча и разных предметов: они
напрягают руки и плечи, сжимают крепко пальцы или, наоборот, широко их расставляют.
На четвертом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной
игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают
все больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле
мяча, ползании и лазании. Обладая определенным запасом движений, дети еще не
способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом.
Наряду с этим движения детей постепенно приобретают все более преднамеренный

характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по
указанию воспитателя. Малыши начинают и заканчивают движение в соответствии с
музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность.
Это объясняется тем, что накопленный ребенком двигательный опыт позволяет ему
управлять своими движениями, ориентируясь на образец.
Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания
действиям знакомых образов. Дети более сознательно следят за показом движений
педагога, стараясь выслушивать все его пояснения.
Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их
содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц,
движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей («Кот
и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Автомобиль», «Лошадки» и др.).
У детей четвертого года жизни происходит развертывание разных видов
деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности в
течение дня.
Психическое развитие
Социальная
ситуация
развития
характеризуется
увеличивающейся
самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром. Особое
изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого.
На смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная
форма общения, наступает возраст «почемучек». Общение с взрослым постепенно
приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения – познание окружающего
мира. Именно в этом общении с взрослым формируются привычки и эталоны поведения
ребенка. Взрослый по-прежнему – главный партнер по общению, однако в этом возрасте
начинает усложняться общение детей со сверстниками: совместные действия начинают
обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока легко меняет сверстников – партнеров по
общению, не демонстрируя привязанности к кому-либо из детей.
Появляется сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном
возрасте. Дети 3-4 лет в сюжетно-ролевых играх подражают взрослым, имитируя
предметную деятельность. Они поглощены процессом выполнения действий, действия
еще не согласованы, роли сменяются. Игра продолжается, как правило, 10-15 минут.
Основные темы заимствуются из повседневной жизни, знакомой ребенку, – семья,
детский сад, сказки, мультфильмы. В первую очередь через игру происходит созревание и
развитие новообразований, становление познавательных процессов, личностных качеств
ребенка.
Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте,
выделяется память. Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы
ребенка на четвертом году жизни.
Память пока непроизвольная, однако, ребенок легко запоминает новые слова, стихи
и сказки, которые ему читают, склонен к повторению – любит слушать одни тексты по
нескольку раз. У большинства детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная
память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Постепенно ребенок
начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел,
появляются зачатки произвольности запоминания.
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к 4 годам
восприятие приобретает черты произвольности – ребенок способен целенаправленно
наблюдать, рассматривать, искать, хотя и недолгое время. Возраст 3-4 лет – это возраст
формирования сенсорных эталонов – представлений о форме, цвете, размере, однако
сенсорные эталоны пока остаются предметными, т.е. существуют в тесной связи с
предметом и не являются абстрактными.

Активно развивается речь ребенка. Благодаря развитию речи и общению со
взрослыми формируется мышление ребенка. До 3,5-4 лет ведущим является нагляднодейственное мышление, и в нем постепенно закладываются основы наглядно-образного
мышления. Это происходит благодаря отделению образа от предмета и обозначению
образа с помощью слова. Мышление ребенка эгоцентрично, он не способен поставить
себя на место другого, это своего рода внутренняя позиция, которая к концу дошкольного
возраста преодолевается в связи с взрослением.
Воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой
появления наглядно-образного мышления. В ситуациях негативных эмоциональных
переживаний ребенок в воображении призывает на помощь героев сказок, снимая угрозы
с собственного «Я». В этот период можно услышать истории-фантазии, когда ребенок
рассказывает о себе как о положительном герое. Под влиянием своих чувств и
переживаний дети уже пытаются сочинять истории, сказки, стихи (как правило, даже не
задумываясь, о чем будет сюжет).
Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость. Ребенок
начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно «направлять» его на
предметы.
Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень гибок и подвижен, его
благополучие зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем благоприятнее
окружение, чем лучше близкие понимают и принимают ребенка, тем лучше складывается
общая ситуация развития: ребенок положительно оценивает себя, у него формируется
адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут проявляться
последствия кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, агрессивность.
Центральным механизмом развития личности в этот период остается подражание:
ребенок копирует поступки взрослых, еще не до конца осознавая их смысла. В 3 года
ребенок реагирует на оценку взрослыми своего поведения, ему приятны похвалы. Он пока
не может оценить поступок, а просто ориентируется на мнение взрослых и испытывает
эмоциональное удовлетворение от признания своих успехов. Однако уже к 3,5 годам дети
могут достаточно адекватно чувствовать свои возможности: достигая успехов в познании,
получая поддержку, похвалу от взрослого, ребенок развивается как личность. Появляются
первые представления о себе как о личности, отличающейся самостоятельностью
действий, постепенно возникает осознание самого себя. Развитие самосознания
связывается в этом возрасте с отделения себя от других, с появлением позиции «Я» и
положительного отношения к своему имени. Ребенку важно знать, что он ценен, что его
имя признается – так постепенно формируется базовая установка самосознания: «Я –
Миша (Маша) хороший (-ая)». Особое внимание при работе с детьми четвертого года
жизни следует обратить на развитие самостоятельности. Не случайно любимым
выражением ребенка этого возраста становится «Я сам!». Важно поощрять желание
ребенка проявлять самостоятельность, поддерживать желание что-то выполнить, сделать
без помощи взрослого. Своим невмешательством взрослые показывают ребенку, что он
уже может сам справиться со многими задачами (соответствующими его возрасту).
На четвертом году жизни только начинает формироваться произвольность
поведения, деятельность ребенка носит еще неустойчивый характер. Произвольность
деятельности предполагает наличие умения удержать в сознании цель деятельности,
планировать процесс ее достижения.
На устойчивость и результативность деятельности большое влияние оказывает
предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности (в этом возрасте
дошкольников привлекает мотив сделать что-то для себя, для своей игры). Мотив
общественной пользы еще малоэффективен. Происходит начало зарождения важнейшего
волевого качества целеустремленности.

Характеристика речевого развития
При благоприятных условиях воспитания к четырем годам в основном происходит
усвоение звуковой системы языка (произношение звуков, становление элементарной
интонационной стороны речи – умения передать интонацию вопроса, просьбы,
восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все
части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные,
обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния.
Начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.
В этом возрасте еще наблюдается неспособность к вычленению существенных
признаков предмета, несоответствие между овладением фонетической и содержательной
сторонами речи. Вместе с тем у ребенка активно формируются обобщающие функции
слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется
множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных,
уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов,
повелительное наклонение. В речи начинают появляться сложные формы предложений,
отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Дети
осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными
предложениями и подходят к составлению самостоятельных связных высказываний
описательного и повествовательного характеров. Однако в этом возрасте дошкольники
еще неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р,
рь, л, ль) звуки, некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная
сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции,
темпа, сила голоса.
Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко
не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых
распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако
они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативная
(содержание высказывания может быть понято в конкретной ситуации), в ней преобладает
экспрессивное изложение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».