Аннотация к Рабочей программе для детей 4-5 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 170
620017, г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, 16, е-mail: mdou170@eduekb.ru
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 лет)
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 170
Рабочая программа воспитателя (далее РП) МАДОУ детский сад № 170 (далее
МАДОУ) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
В группе общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное
образование в соответствии с основной общеобразовательной программой –
образовательной программой дошкольного образования (далее ООП ДО), разработанной
МАДОУ самостоятельно, в соответствии с комплексной образовательной программой
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
РП ориентирована на воспитанников с 2 лет до 3 лет. Группа работает в режиме
пятидневной рабочей недели с понедельника по пятницу с 10,5 – часовым пребыванием
детей с 07:30 часов до 18:00 часов, исключая выходные и праздничные дни.
Обучение и воспитание в МАДОУ ведется на русском языке.
РП характеризует специфику содержания образования и особенности организации
образовательного процесса, направленные на обеспечение разностороннего развития
детей раннего и дошкольного возраста по направлениям (образовательным областям):
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
РП разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными
правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ,
регулирующими его деятельность:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3
февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа
2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года N 26 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27.10.2020 г. N 32 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения».
9. Устав МАДОУ.
РП учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного
образования:
1. повышение социального статуса дошкольного образования;
2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в
получении качественного дошкольного образования;
3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного
образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их
освоения;
4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы: непрерывное накопление ребенком культурного опыта
деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой,
общения с другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (познавательных,
социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой
формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и
успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи:
• охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и
психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных
условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и
уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития
детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
каждого ребенка;
• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить
самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в
единстве с миром, в диалоге с ним;
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности,
самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация
содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим
миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной
организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и
общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психологопедагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с
позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах
жизни человека.
Возрастные особенности детей
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые
взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от
принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла
игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится
предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется
наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется
техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей.
Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и
крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте
лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через
небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более
развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или
иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм
воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по
сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и
ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание,
помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными
использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается
предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут
сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно
встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное
преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже:
сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных
кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше –
чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких
больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую
сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти
при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая
структура речи, рифмы.
Развивается
грамматическая
сторона
речи.
Дошкольники
занимаются
словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг
с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне
ситуативной.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения,
может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной
феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по
играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,
соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию
образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием
игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием
изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;
совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения,
эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи,
познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности
в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности,
соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его
детализацией.
У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят
преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные
движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности
выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые
становятся более координированными. Достаточно хорошо освоены разные виды ходьбы.
У детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полета. Однако беговой
шаг остается еще недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не
сильное, полет короткий. Дальность прыжка еще ограниченна слабостью мышц, связок,
суставов ног, недостаточным умением концентрировать свои усилия. При метании
предмета еще недостаточно проявляется слитность замаха и броска, но в результате
развития координации движений и глазомера дети приобретают способность регулировать
направление полета и силу броска. У детей от 4 до 5 лет формируются навыки ходьбы на
лыжах, катания на санках, скольжения на ледяных дорожках, езды на велосипеде и
самокате. Дети пытаются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в
разных построениях, стараясь не отставать от впереди идущего, быть ведущим в колонне,
ориентироваться в пространстве. На пятом году жизни у детей возникает большая
потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное
воображение детей является одним из важных стимулов увеличения двигательной
активности за счет хорошо освоенных способов действий с использованием разных
пособий (под музыкальное сопровождение). Высокая активность детей проявляется в
подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение
правил и достижение определенного результата. Дети берутся за выполнение любой
двигательной задачи, но часто не соразмеряют свои силы, не учитывают реальные

возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно четкое и
правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью
волевых усилий по преодолению трудностей. Внимание детей приобретает все более
устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Они уже способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл,
назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять
их в соответствии с образцом. Это дает возможность педагогу приступать к процессу
обучения техники основных видов движений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».