Аннотация к Рабочей программе для детей 5-6 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 170
620017, г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, 16, е-mail: mdou170@eduekb.ru
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (5-6 лет)
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 170
Рабочая программа воспитателя (далее РП) МАДОУ детский сад № 170 (далее
МАДОУ) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
В группе общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное
образование в соответствии с основной общеобразовательной программой –
образовательной программой дошкольного образования (далее ООП ДО), разработанной
МАДОУ самостоятельно, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, комплексной образовательной
программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
По Уставу МАДОУ осуществляет образовательную деятельность по
образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. РП
ориентирована на воспитанников с 2 лет до 3 лет. Группа работает в режиме пятидневной
рабочей недели с понедельника по пятницу с 10,5 – часовым пребыванием детей с 07:30
часов до 18:00 часов, исключая выходные и праздничные дни.
Обучение и воспитание в МАДОУ ведется на русском языке.
РП характеризует специфику содержания образования и особенности организации
образовательного процесса, направленные на обеспечение разностороннего развития
детей раннего и дошкольного возраста по направлениям (образовательным областям):
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
РП разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными
правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ,
регулирующими его деятельность:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3
февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа
2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в

сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года N 26 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27.10.2020 г. N 32 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения».
9. Устав МАДОУ.
РП учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного
образования:
1. повышение социального статуса дошкольного образования;
2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в
получении качественного дошкольного образования;
3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного
образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их
освоения;
4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы: непрерывное накопление ребенком культурного опыта
деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой,
общения с другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (познавательных,
социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой
формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и
успешной самореализации на всех этапах жизни.
Задачи:
• охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и
психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных
условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и
уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития
детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
каждого ребенка;
• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить
самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в
единстве с миром, в диалоге с ним;
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности,
самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация
содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим
миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной
организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и
общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психологопедагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с
позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах
жизни человека.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Развитие моторики и становление двигательной активности.
Детям 5-6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная
активность становится все более целенаправленной, зависимой от эмоционального
состояния и мотивов деятельности. Дети овладевают сложными видами движений и
различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Во
время ходьбы у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног,
уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. Бег пятилетнего
ребенка отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью, возрастающей
равномерностью и стремительностью. К шести годам бег становится правильным: поза
непринужденная, голова приподнята, плечи не разворачиваются, движения рук и ног
хорошо согласованы. Дети владеют разными способами бега. Они упражняются в разных
видах прыжков (в длину с места, в высоту и в длину с разбега, вверх). Значительно
улучшается согласованность и энергичность движений рук и ног при отталкивании,
увеличивается фаза полета и дальность прыжка.
Старшие дошкольники владеют всеми способами катания, бросания и ловли,
метания в цель и вдаль. Значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно его
бросают и ловят, передают и перебрасывают друг другу двумя руками, снизу, от груди,
сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. У детей совершенствуются навыки
ведения мяча правой и левой рукой.
На шестом году жизни значительно улучшаются показатели ловкости. Дети
овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба
и бег по наклонным бумам), быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям,
сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений.
Объем двигательной активности детей 5-6 лет за время пребывания в детском саду (с
7.30 до 18.00 часов) колеблется от 13 000 до 14 500 движений (по шагомеру).
Продолжительность двигательной активности детей составляет в среднем 4 часа,
интенсивность достигает 50 движений в минуту.
Психическое развитие. Социальная ситуация развития характеризуется
установлением отношений сотрудничества с взрослым,
попытками влиять на него, активным освоением социального пространства.
Общение ребенка с взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно все
более приобретает черты личностного – взрослый выступает для ребенка источником
социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях. Изменяются вопросы
детей – они становятся независимыми от конкретной ситуации: ребенок стремится
расспрашивать взрослого о его работе, семье, детях, пытается высказывать собственные
идеи и суждения. В этот период ребенок в общении с взрослым особенно нуждается в
уважении, дети становятся особенно обидчивыми, если к ним не прислушиваются.
Потребность ребенка в общении с взрослым определяется направленностью на
сопереживание и взаимопонимание, его стремлением к общности во взглядах. В

поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребенок
жалуется, указывая на сверстника – нарушителя требований взрослого (при этом он не
хочет наказания другого ребенка, но искренне ждет от взрослого оценки его поведения,
чтобы убедиться в том, что правило есть и оно действует). Жалоба – это просьба
подтвердить или опровергнуть правило, форма знакомства с правилами поведения.
Постепенно к 6 годам начинает формироваться круг друзей. Сверстник начинает
приобретать индивидуальность в глазах ребенка 5-6 лет, становится значимым лицом для
общения, превосходя взрослого по многим показателям значимости. Ребенок начинает
воспринимать не только себя, но и сверстника как целостную личность, проявлять к нему
личностное отношение. Для общения важными становятся личностные качества
сверстника: внимательность, отзывчивость, уравновешенность, а также объективные
условия: частота встреч, одна группа детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д.
Основной результат общения ребенка со сверстником – это постепенно складывающийся
образ самого себя.
В группе детского сада социальные роли детей – лидеры, звезды, аутсайдеры (изгои)
– становятся более устойчивыми, дети пытаются оспаривать эти позиции, но для того,
чтобы стать лидером, уже нужно быть хорошим партнером по играм и общению.
Взрослый может повлиять на распределение ролей внутри группы, так как внимание
воспитателя – один из критериев выделения детьми и лидера, и аутсайдера (изгоя).
Продолжает совершенствоваться сюжетно-ролевая игра. В игре дети начинают
создавать модели разнообразных отношений между людьми. Плановость, согласованность
игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры – дети
могут возвращаться к неоконченной игре. Постепенно можно видеть, как ролевая игра
начинает соединяться с игрой по правилам. Сюжеты игр совместно строятся и творчески
развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми
сюжетами, отражающими социальные отношения и иерархию людей. Дети смелее и
разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из окружающей
действительности – фильмов, мультфильмов, книг, рассказов взрослых. Игра может
длиться от 2-3 часов до нескольких дней.
Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны средства, используемые
детьми в игре; в реализации роли большое место начинает занимать развитость речи. В
игровых действиях используются предметы-заместители, природные материалы,
самодельные игрушки.
Активное развитие ребенка происходит и в других видах продуктивной
деятельности (изобразительной деятельности, конструировании, труде). Начинает
развиваться способность к общему коллективному труду, дети могут согласовывать и
планировать свои действия. В активной деятельности развивается личность ребенка,
совершенствуются познавательные процессы и формируются новообразования возраста.
Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного запоминания к
произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. В 5-6 лет ребенок
может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминает
эмоционально насыщенные события, которые могут оставаться в долговременной памяти
длительное время. В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая–
восстановление в памяти зрительного образа увиденного; постепенно формируется
смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать
интеллектуальный характер, ребенок становится способным рассуждать.
Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения,
восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность
цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса
предметов. Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в
пространстве – ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане
комнаты. Пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных

моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет
настоящее, однако почти не ориентируется в будущем. Наглядно-образное мышление
является ведущим в возрасте 5-6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются
основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого
человека в знакомых для себя ситуациях. Осуществляется постепенный переход от
эгоцентризма детского мышления к децентрации – способности принять и понять
позицию другого. Формируются действия моделирования: ребенок способен разложить
предмет на эталоны – форму, цвет величину.
В воображении ребенок этого возраста начинает использовать символы, т.е.
замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми: образ предмета отделяется от
предмета и обозначается словом. В аффективном воображении к 5-6 годам у ребенка
начинают формироваться механизмы психологической защиты, например, появляются
проекции –приписывания своих отрицательных поступков другому. Уже к 6 годам
ребенок способен жить в воображаемом мире. Воображение оказывает влияние на все
виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование,
игру.
Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Повышается
объем внимания, оно становится более опосредованным.
Эмоциональная сфера ребенка становится более устойчивой, он постепенно
осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции
с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность,
впечатлительность, избирательность отношений.
Развитие личности ребенка происходит в общении, в процессе сравнения себя с
другими детьми группы. В зависимости от того, какую позицию (социальную роль) играет
ребенок в группе, формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает
определять поступки
ребенка.
В старшем дошкольном возрасте внутренняя организация поведения становится
более сложной. Деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не
отдельными мотивами, а определенным соподчинением мотивов. Иерархия мотивов
является психологической основой формирования воли и произвольности поведения.
Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения, – например,
сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то
новое, «открыть» новый способ действия, чтобы лучше пользоваться вещью и др.
У детей 6-го года жизни отмечается усиление проявления целеустремленности
поведения при постановке цели, а также при планировании деятельности, реализации
принятой цели, закрепляется общественная направленность этого волевого качества.
Характеристика речевого развития. У детей старшего дошкольного возраста
развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно
произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи,
интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка
накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного
состава, совокупности слов, употребляемых ребенком). Особое внимание уделяется ее
качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы)
или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития
речи детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых
распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей
вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение
контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают
построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе
развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами

связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания,
соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в
речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного
языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными
средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от
ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный
падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с
прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение
сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в
предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению
построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец),
и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».