Акварелька

В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению
дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования,
основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с
детьми
3-7
лет.
Предлагается
перспективное
планирование
дополнительных занятий по изобразительной деятельности для детей
дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В
программе дано примерное тематическое планирование и диагностика.
Представленные разработки направлены на формирование необходимых
изобразительных навыков и умений, на развитие художественнотворческих способностей, воображенияи фантазии детей.
Данная программа адресована педагогическим
работникам
дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков
дополнительного образования, а также родителям, интересующихся
вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного
возраста.

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………….4
1.1. Актуальность…………………………………………………………..4
1.2. Новизна и оригинальность……………………………………………4
1.3. Концепция программы………………………………………………..5
1.4. Цель программы………………………………………………………..6
1.5. Задачи программы……………………………………………………...6
1.6. Участники………………………………………………………………6
1.7. Продолжительность реализации программы………………………...6
1.8. Методические рекомендации…………………………………………7
1.9. Ожидаемый результат…………………………………………………7
2. Учебно-тематический план занятий кружка………………………………..8
2.1. Перспективное планирование первого года обучения (младшая
группа)……………………………………………………………………...9
2.2. Перспективное планирование второго года обучения (средняя
группа)…………………………………………………………………….16
2.3. Перспективное планирование третьего года обучения (старшая
группа)…………………………………………………………………….23
2.4. Перспективное
планирование
четвертого
года
обучения
(подготовительная группа)………………………………………………32
3. Мониторинг качества дополнительной образовательной программы…...40
Заключение………………………………………………………………………43
Литература………………………………………………………………………44

3

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной
деятельности «Акварелька» для детей 3-7 лет имеет художественноэстетическую направленность.
1.1. Актуальность программы «Акварелька» заключается в том, что в
процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны
всем детям. Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к
открытиям для развития творческих способностей в изобразительной
деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться
всему новому и неожиданному. Именно в дошкольном возрасте каждый
ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и
удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее
идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные
возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из
наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду
является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность,
создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в
процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная
деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в
рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий
мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном
образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам
передачи полученной информации стандартным набором изобразительных
материалов. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и
потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих
способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с
разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать
нетрадиционные способы изображения.
1.2. Новизна и оригинальность программы заключается: в
целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам
художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего
развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций
как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают
возможными
усложнения
всех
видов
деятельности
(игровой,
художественной,
познавательной,
исследовательской,
учебной);
ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством народов России
и орнаментальным искусством народов Севера;
использовании
тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового
материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными,
содержательными и познавательными; применении здоровьесберегающих
образовательных технологий.

1.3. Концептуальной основой данной программы является развитие
художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с
воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и
организованного здоровьесберегающего
образовательного
процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной
деятельности самим верить, что художественное творчество не знает
ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их
интерес к изобразительной деятельности, народная роспись помогает
воспитывать духовно-нравственные качества детей. Нестандартное решение
развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
В современном образовании все больше осознается необходимость решения
такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время
возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не
только как фактор развития личности, но и как эффективное средство
профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей. В
обучении
детей
изобразительной
деятельности
используются
здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых –
построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка,
что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает
комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда
включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе,
свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка:
шутки,
использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно
отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций.
Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной
деятельности всегда используются такие здоровьесберегающие технологии
как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие
здоровьесбережению детей. Изобразительная деятельность оказывает
положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое
развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев
рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание
воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной
деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил
личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие
навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны
уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться
материально-техническими средствами (материалы, инструменты и
принадлежности). Проведение таких занятий способствует снятию детских
страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и
окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений,
которые станут богаче, полнее и ярче. Именно в этом заключается
педагогическая целесообразность
программы по
изобразительной
деятельности «Акварелька».

1.4. Цель программы: развитие художественно – творческих
способностей детей 3 – 7 лет.
1.5. Задачи:
 Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательность.
 Развивать мелкую моторику рук.
 Формировать
эстетическое
отношение
к
окружающей
действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и
изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
 Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить красоту.
 Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с
взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
 Знакомить с образцами народных росписей (дымковская и
филимоновская роспись, городец, семеновские матрешки) и
орнаментами народов Севера.
 Учить детей способам нетрадиционной техники рисования,
последовательно знакомить с различными видами изобразительной
деятельности.
 Совершенствовать у детей навыки работы с различными
изобразительными материалами.
 Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе и в ДОУ
в целом.
 Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Отличительные особенности программы заключаются в том, в
примерной общеобразовательной программе дошкольного образования под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до
школы», которая взята за основу основной образовательной программы
нашего детского сада, большое внимание уделяется обучению детей
традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места
отводится нетрадиционной.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования и основной образовательной
программой дошкольного образования нами разработана программа по
изобразительной деятельности «Акварелька» на четыре учебных года,
которая дает возможности знакомить воспитанников с различными
техниками изобразительного искусства и формирует умение их
практического применения.
1.6. Участники. Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад,
входят в состав группы не более десяти человек. Набор детей носит

свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их
родителей.
1.7. Продолжительность реализации программы. Программа
составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она
охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу –
от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе
группу – от 6 до 7 лет.
1.8. Методические рекомендации. Периодичность занятий – два раза
в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая
группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25
минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка
начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая
работа, самостоятельная и практическая работа).
В ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся с
разнообразными техниками рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
 рисование пальчиками;
 оттиск печатками из картофеля;
 тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более
сложными техниками:
 оттиск поролоном;
 оттиск печатками из ластика;
 восковые мелки + акварель;
 свеча + акварель;
 отпечатки листьев;
 рисунки из ладошки;
 волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные
методы и техники:
 кляксография с трубочкой;
 монотипия пейзажная;
 печать по трафарету;
 монотипия предметная;
 кляксография обычная
 пластилинография.
1.9. Ожидаемый результат:
 самостоятельно
использовать
нетрадиционные
материалы
и
инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и
применять их;

 самостоятельно передавать
композицию, используя
технику
нетрадиционного рисования;
 выражать эмоционально-положительное отношение к окружающему
миру через рисунок;
 положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к
собственной деятельности, ее результату;
 давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и
деятельности товарищей;
 проявлять интерес к декоративно-прикладному искусству народов
России, орнаментам народов Севера.
2. Учебно-тематический план работы кружка
Программа «Акварелька» это система занятий по изобразительной
деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание
системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены
по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы»,
«Сказки», «Игрушки», «Загадки Акварельки». Конкретизация задач по
возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей
художественного развития детей и того содержания, которое представлено
по данной возрастной группе.
№ п/п

Тема занятий

1 год обучения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

«Овощи, фрукты»
«Деревья»
«Птицы»
«Животные»
«Человек»
«Сказки»
«Цветы»
«Игрушки»
«Загадки Акварельки»

2 год обучения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

«Овощи, фрукты»
«Деревья»
«Птицы»
«Животные»
«Человек»
«Сказки»
«Цветы»

Количество
занятий

6
6
6
6
6
6
6
6
6
Всего за 1 год обучения: 54
6
6
6
6
6
6
6

Апрель
Май

«Игрушки»
«Загадки Акварельки»

6
6
Всего за 2 год обучения: 54

3 год обучения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

«Овощи, фрукты»
«Деревья»
«Птицы»
«Животные»
«Человек»
«Сказки»
«Цветы»
«Игрушки»
«Загадки Акварельки»

6
6
6
6
6
6
6
6
6
Всего за 3 год обучения: 54

4 год обучения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

«Овощи, фрукты»
«Деревья»
«Птицы»
«Животные»
«Человек»
«Сказки»
«Цветы»
«Игрушки»
«Загадки Акварельки»
Всего за 4 год обучения: 54

6
6
6
6
6
6
6
6
6

2.1. Перспективное планирование первого года обучения
(2 младшая группа)
№
п/п

Тема занятия:

Нетрадиционные
техники
Сентябрь

Программное содержание

«Овощи,
фрукты»
1

«Веселый
горошек»

«пальчиковая
живопись»

Познакомить детей с техникой
«пальчиковая живопись».
Учить детей набирать краску на
палец.
Развивать мелкую моторику рук.

2

«Компот из
ягод и яблок»

«пальчиковая
живопись»

Продолжать
учить
детей
набирать краску на палец.
Учить ритмично наносить точки,
не выходя за пределы контура
(контур банки).

3

«Собираем
урожай»

«печать от руки»

Познакомить детей с техникой
рисования «печать от руки».
Учить ребят наносить краску на
часть
ладони
и
оставлять
отпечаток на бумаге.

4

«Ветка рябины» «печатание
карандашомпечаткой»

Познакомить детей с техникой
печатания карандашом-печаткой
Учить
изображать
ягоды
ритмично располагая точки на
ветке рябины.

Октябрь
«Деревья»
5

«Осенние
мотивы»

«рисование
на Познакомить детей с новой
полиэтиленовой
техникой
рисования
на
пленке»
полиэтиленовой пленке.
Учить детей наносить гуашь на
пленку.
Закрепить знание детей о цветах.

6

«Пейзаж у
озера»

«монотипия»

Познакомить детей с новой
техникой «монотипия».
Учить детей наносить краску не
выходя за контур.
Закрепить
умение
держать
правильно кисть.

7

«Деревья у
озера»

«монотипия»

Продолжать знакомить детей с
техникой «монотипия».
Продолжать
учить
детей
набирать гуашь на кисточку.

8

«Ветка рябины» «пальчиковая
живопись»

Учить детей рисовать на ветке
ягодки (пальчиками) и листики
(примакиванием).
Закрепить
данные
приемы

рисования.
Развивать
цветовосприятие,
чувство композиции.
Ноябрь
«Птицы»
9

«Веселые
цыплята»

«монотипия»,
«пальчиковая
живопись»

Продолжать знакомить детей с
техникой «монотипия».
Побуждать детей дополнять
изображение деталями.
Развивать у детей чувства цвета
и формы.

10

«Жили у бабуси «печать от руки», Продолжать
использовать
два веселых
«пальчиковая
ладонь
как
изобразительное
гуся»
средство.
живопись»
Стимулировать желание детей
дополнять
изображение
деталями.
Развивать воображение.

11

«Птичий двор»

учить
детей
«печать от руки», Продолжать
«пальчиковая
рисовать птиц при помощи
живопись»
ладони.
Развивать
тактильную
чувствительность и зрительнодвигательную координацию.
Формировать у детей осознанное
отношение
к
порядку
выполнения работы.

12

«Люли, люли,
люли,
прилетели
гули».

«пальчиковая
живопись»

Совершенствовать
у
детей
умение делать отпечатки двумя
пальчиками одновременно.
Закрепить
представление
о
цветах.
Развивать
ориентировку
в
пространстве, координацию.

Декабрь
«Животные»
13

«Котенька-

«бумажная

Познакомить

детей

с

новым

коток»

трубочка»

способом
раскрашивания
«бумажная трубочка».
Развивать творчество детей через
выбор цвета.
Учить детей рисовать трубочкой.

14

«Зайчонок»

«бумажная
трубочка»

Продолжать
учить
детей
использовать
трубочку
как
изобразительное средство.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать
формировать
навыки рисования.

15

«Колючий
ёжик»

умение
«печать от руки», Совершенствовать
«пальчиковая
рисовать ладонью.
живопись»
Закрепить умение дорисовывать
при помощи пальцев.
Воспитывать воображение.

16

«Дымковская
игрушка.
Петух»

«пальчиковая
живопись»,
«печатание
карандашомпечаткой»

Продолжать учить детей рисовать
при помощи пальцев.
Побуждать детей самостоятельно
украшать дымковским узором
фигурку петуха.
Развивать умение передавать
колорит узора.
Воспитывать
радостное
настроение у ребят.

Январь
«Человек»
17

«Моя мама»

«пальчиковая
живопись»

Продолжать учить детей рисовать
при помощи пальцев.
Побуждать
детей
к
самостоятельности.
Вызвать интерес к рисованию и
чувство
удовлетворения
от
работы.

18

«Украсим
шубку
снегурочке»

«пальчиковая
живопись»,
«печатание
карандашомпечаткой»

Продолжать учить детей рисовать
пальчиками.
Учить ритмично наносить точки,
не выходя за пределы контура.
Воспитывать у детей радостные
воспоминания от новогоднего

праздника.
19

«Неваляшки
вышли
погулять»

«штамп»

Познакомить детей с новым
приемом рисования «штампом».
Развивать творчество детей через
выбор цвета.
Воспитывать радостное
настроение у ребят.
Февраль

«Сказки»
20

«Золотая
рыбка»

«рисование
на Продолжать
учить
детей
полиэтиленовой
рисовать
при
помощи
пленке», «печать полиэтиленовой пленки море.
от руки»
Закрепить умение рисовать всей
ладонью рыбок.
Развитие
творческого
воображения.

21

«Пряничный
домик»
Рисование +
аппликация.

«рисование
на Закрепить навыки рисования
полиэтиленовой
полиэтиленовой пленкой.
пленке»
Совершенствовать
технику
владения кистью: свободно и
уверенно вести кисть по ворсу.
Развивать
наблюдательность,
чувство цвета и формы.

22

«Храбрый
петушок»

«штамп», «печать
от руки»

23

«Тень, тень,
потетень»

«пальчиковая
живопись»

Закрепить навыки рисования
ладонью.
Продолжать знакомить детей с
новым приемом рисования «
штампом».
Развивать
эстетическое
восприятие.
Закрепить у детей навыки
использования
«пальчиковой
живописи».
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать
радостное
настроение от полученного

результата.
Март
«Цветы»
24

«Открытка для
мамы»

«пальчиковая
живопись»,
«печатание
карандашомпечаткой»,
«штамп» и др.

Учить
украшать
цветами
открытку.
Развивать чувство ритма и цвета.
Совершенствовать
умение
пользоваться
знакомыми
техниками.

25

«Сказочные
цветы»

«печатание
карандашомпечаткой»,
«штамп»

Упражнять детей в технике
рисования с помощью печатокштампов.
Развивать чувство композиции.
Воспитывать
радостное
настроение у детей.

26

«Одуванчики»

«пальчиковая
живопись»

Закрепить умение рисовать
пальчиками.
Совершенствовать
умение
рисовать
двумя
пальчиками
одновременно.
Воспитывать
у
детей
аккуратность при рисовании
пальцами.

27

«Цветы в вазе»

«печать от руки», Совершенствовать умения и
«пальчиковая
навыки рисования ладонью и
живопись»
пальчиками.
Закрепить у детей знание цветов.
Воспитывать
радостное
настроение.
Апрель

«Игрушки»
28

«Дымковская
игрушка. Конь»

«пальчиковая
живопись»

Учить детей наносить отпечатки
пальчиками не выходя за контур
фигурки коня.
Продолжать совершенствовать
навыки рисования двумя

пальцами одновременно.
Воспитывать аккуратность.
Воспитывать интерес к народной
игрушке.
29

«Разноцветная
юла»

«бумажная
трубочка»

Учить детей рисовать при
помощи бумажных трубочек
разных видов.
Закрепить умение украшать
простые по форме предметы,
нанося отпечатки трубочкой
равномерно по всей поверхности
рисунка.
Воспитывать интерес к работе.

30

«Смешарики»

«рисование
салфетками»

Учить детей рисовать пятна,
скатанными
шариками
из
салфеток.
Закрепить название цветовой
гаммы.
Развивать
творческое
воображение детей.

31

«Мячики»

«печатание
пробкой»,
«печатки
картофеля»

Познакомить детей с техникой
печатания пробкой, печаткой из
из картофеля.
Показать
прием
получения
отпечатка.
Воспитывать
радостное
настроение
от
полученного
результата.
Май

«Загадки
Акварельки»
32

«Аленький
цветочек»

«монотипия,
«пальчиковая
живопись»

Совершенствование
техники
«монотипия»,
Закрепить
умение
владения
кистью.
Развивать мышление и
творческое воображение.

33

«Волшебные
картинки»

Совершенствовать умения и
«пальчиковая
навыки в свободном
живопись»,
«печать от руки», экспериментировании с

«монотипия»,
«рисование
салфетками»,
«рисование
на
полиэтиленовой
пленке», «штамп»
и др.

материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Развивать цветовосприятие у
детей.

34

«Весенние
фантазии»

«пальчиковая
живопись»,
«печать от руки»,
«монотипия»,
«рисование
салфетками»,
«рисование
на
полиэтиленовой
пленке»,
«печатание
пробкой» и др.

Совершенствовать
у
детей
навыки
использования
нетрадиционной
техники
рисования.
Закрепить знания и умения
полученные за год.
Воспитывать
у
детей
отзывчивость, доброту, доводить
начатое до конца, следуя игровой
мотивации занятия.

35

«Краски
«печать от руки»,
северного лета» «печатание
пробкой»,
«бумажная
трубочка»,
печатки
из
картофеля и др.

Закрепить
умение
делать
отпечатки ладони и дорисовывать
их до определенного образа,
используя материал: трубочки,
печатки.
Закрепить
умение
создавать
композицию,
самостоятельно
подбирать цветовую гамму.
Развивать
воображение
и
творчество.

«Выставка рисунков детей данной группы»
2.2.
№
п/п

Перспективное планирование второго года обучения
(средняя группа)
Тема занятия

«Овощи,
фрукты»

Нетрадиционные
техники
Сентябрь

Программное содержание

1

«В лес по ягоды» «пальчиковая
живопись»

Продолжать учить детей технике
пальчикового рисования.
Закрепить у детей умение
рисовать
двумя
пальчиками
одновременно.
Развивать мелкую моторику рук.

2

«Я зеленый
огурец, я
веселый
молодец»

«отпечаток
боковой
стороной
ладони»

Учить детей технике рисования
боковой стороной ладони.
Закрепить у детей представление
о зеленом цвете.
Воспитывать у ребят внимание.

3

«Бананы для
обезьянки»

«отпечаток
боковой
стороной
пальца»

Учить ребят технике рисования
боковой стороной пальца.
Развивать чувства ритма и цвета.
Продолжать развивать мелкую
моторику рук.

4

«Апельсин и
ананас»

«печать от руки»

Продолжать знакомить детей с
техникой рисования печать от
руки.
Продолжать
учить
детей
наносить
на ладонь гуашь двух цветов.
Развивать
у
детей
композиционные умения.

Октябрь
«Деревья»
5

«Осенний
листопад»

«печать
листьями»

Познакомить детей с новой
техникой
«печать листьями».
Учить ребят наносить гуашь на
левую поверхность сухого листа.
Развивать
ориентировку
в
пространстве.

6

«Могучая сосна»

умение
рисовать
«печать от руки», Закрепить
пальчиками ствол дерева.
«пальчиковая
Совершенствовать умения у
живопись»,

«штамп»

детей рисование ладошкой и
штампом.
Продолжать
развивать
ориентировку в пространстве.
Познакомить детей с новой
техникой рисования – трафарет.
Показать прием печати по
трафарету.
Закрепить
умение
рисовать
пальчиками деревья. Развивать
чувство композиции.

7

«Осенний лес»

«трафарет»,
«пальчиковая
живопись»

8

«Осень
северного края»

«рисование
по Учить детей рисовать по мокрому
сырой бумаге»
слою бумаги.
Продолжать
учить
рисовать
деревья.
Подбирать колорит осени.
Вызвать у детей эмоциональный
отклик на художественный образ
пейзажа.
Ноябрь

«Птицы»
9

«Петушок,
петушок –
золотой
гребешок»

«печать от руки»

Совершенствовать умение делать
отпечатки
ладонью
и
дорисовывать
их
до
определенного образа петушка.
Учить наносить гуашь на ладонь
несколько цветов одновременно.
Развивать
творческое
воображение.

10

«Красивые
павлины»

«монотипия»

Продолжать
учить
детей
использовать технику монотипия.
Развивать у детей чувство цвета
и формы.
Закрепить основные цвета.

11

«Птица счастья»

«рисование
по Продолжать знакомить детей с
новой техникой «рисование по
сырой бумаге»
сырой бумаге».
Совершенствовать
навыки

рисования гуашью и кисточкой.
Развивать мелкую моторику рук.
12

«Снегирь»

«рисование
по Продолжать учить детей новой
сырой бумаге», технике «рисование по сырой
«пальчиковая
бумаге».
Развивать у детей навык в
живопись» и др.
дополнении рисунка деталями.
Поощрять детское творчество.
Декабрь

«Животные»
13

«Ежик»

«кляксография»

Познакомить детей с новой
техникой – кляксография.
Учить
детей
дорисовывать
детали, полученные в ходе
изображения.
Развивать у детей фантазию,
интерес
к
творческой
деятельности.

14

«Хоровод»

«трафарет»

Продолжать знакомить детей с
техникой - трафарет.
Развивать
у
детей
цветовосприятие
и
чувство
композиции.
Развивать фантазию.

15

«Звери под
елочкой»

«кляксография»

Продолжать знакомить детей с
техникой кляксография.
Развивать творчество у ребят
через выбор цвета.
Развивать усидчивость.

16

«Филимоновская
игрушка. Конь»

«пальчиковая
живопись»

Закрепить у детей умения
использовать в работе технику
пальцеграфия.
Развивать воображение.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность в
работе с гуашью.
Воспитывать интерес к народной
игрушке.

Январь

«Человек»
17

«На арене цирка
клоун»

«трафарет»,
«набрызг»

Закрепить
умение
рисовать
человека, используя трафарет.
Учить подбирать цветовую гамму
для отражения радости, веселья.
Развивать воображение,
фантазию.

18

«Снегурочка»

«восковые мелки Учить изображать сказочного
персонажа при помощи новой
+ акварель»
техники «восковые мелки +
акварель».
Учит отражать в рисунке свои
впечатления.
Развивать
воображение
и
фантазию.

19

«Моя мама»

«Восковые
мелки» +
«пальчиковая
живопись»

Учить рисовать портрет мамы
восковыми мелками, стараясь
передать сходство (цвет волос,
глаз, одежда). Украсить портрет
изображением цветов в технике
«пальчиковая живопись».
Воспитывать самостоятельность
в использовании
изобразительных техник.

Февраль
«Сказки»
20

«Веселые
кляксы»

«кляксография»

21

«Лесной мишка и «трафарет»,
Упражнять детей в технике
проказница
«тампонирование рисования с помощью трафарета.
мышка»
Развивать у детей навыки
»
легкого прикосновения к бумаге
тампоном с краской.
Воспитывать аккуратность.

22

«Ожившая
сказка»

«штамп»,
«трафарет»

Продолжать
учить
детей
рисовать кляксы.
Учить детей фантазировать.
Закрепить
название
теплых
оттенков.

Познакомить детей с элементами
ненецких орнаментов, состоящих

из геометрических и мотивов.
Вызвать интерес у детей к
изучению декоративноприкладного искусства ненцев.
23

«Рисуем сказку
«Колобок»

«трафарет»

Продолжать учить детей рисовать
при помощи трафарета.
Закрепить умение пользоваться
трафаретами.
Развивать
воображение,
наблюдательность, внимание.
Март

«Цветы»
24

«Открытка для
мамы»

«печатка»

Совершенствовать навыки детей
при
использовании
техники
рисования «печатка».
Развивать
цветовосприятие,
чувство композиции.
Развивать глазомер.

25

«Весенние
одуванчики»

«кляксография»

Совершенствовать
навыки
рисования кляксами.
Закрепить представление у детей
о цвете и геометрической форме
(круг).
Воспитывать эстетический вкус.

26

«Цветы на
клумбе»

«монотипия»,
«штамп»,
«кляксография»

Закрепить навыки детей при
использовании техник рисования:
монотипия, штампы, кляксы.
Продолжать
учить
детей
подбирать яркие, контрастные
цвета.
Развивать
творчество,
воображение.

27

«Весенние
цветы»

«монотипия»,
«штамп»,
«кляксография»
«печать от руки»
и др.

Совершенствовать
навыки
нетрадиционного
рисования,
используя знакомые техники.
Продолжать
учить
детей
подбирать цветовую гамму.
Развивать творческое мышление
и воображение.

Апрель
«Игрушки»
28

«Филимоновские «рисование
свистульки»
тычком»,
«пальчиковая
живопись»

Учить
детей
способу
раскрашивания, используя яркие
краски и технику рисования
тычком и пальцами.
Развивать
эстетическое
восприятие.
Воспитывать интерес к народной
игрушке.

29

«Веселые
зайчики»

«тампонирование Продолжать учить детей рисовать
поролоновой губкой.
»
Совершенствовать умения детей
подбирать цвета.
Развивать
творческое
воображение детей, создавать
условия для развития творческих
способностей.

30

«Кораблики»

«рисование
по Продолжать учить детей технике
сырой бумаге», рисования по сырой бумаге.
Совершенствовать
навыки
«трафарет»
рисования
при
помощи
трафарета.
Продолжать развивать мелкую
моторику рук.

31

«Петушок да
курочка»

«пальчиковая
живопись,
«печать от руки»

Учить
детей
изображать
игрушки, передавая сходство с
реальным предметом.
Упражнять
в
проведении
толстых и тонких линий при
помощи пальцев.
Развивать творчество у ребят.

Май
«Загадки
Акварельки»
32

«В гостях у
акварельки»

«рисование
по
сырой бумаге»,
«трафарет»,
«пальчиковая
живопись,

Закрепить знания и умения детей
применять в рисунке
нетрадиционные техники
рисования.
Поддерживать интерес к

«печать от руки» изодеятельности.
и др.
Доставить детям радость и
удовольствие.
33

«Праздничный
салют.
День Победы»

«кляксография»,
«набрызг»

Совершенствовать навыки
нетрадиционного рисования
кляксография, учить
использовать новую технику
«набрызг»
Совершенствовать умения детей
подбирать цвета.
Воспитывать патриотические
чувства.

34

«Бабочки»

«монотипия»,
«пальчиковая
живопись

Закрепить навыки и умения
использования различных
материалов для создания
выразительного образа.
Воспитывать аккуратность в
работе с гуашью.
Воспитывать желание помочь
друг другу.

35

«В гостях у
Королевыкисточки»

2.3.

№
п/п

«рисование по Выявить
знания
детей
сырой бумаге»
полученные за год.
Активизировать процесс выбора
сюжета, цветовой гаммы.
Вызвать эмоциональный отклик.
«Выставка рисунков детей данной группы»

Перспективное планирование третьего года обучения
(старшая группа)

Тема занятия

Нетрадиционные
техники

Программное содержание

Сентябрь
«Овощи,
фрукты»
1

«Черёмуха»

«рисование
тычком»

Продолжать
учить
детей
наносить один слой краски на

другой «способом тычка».
Развивать
эстетическое
восприятие,
способность
передавать
характерные
особенности художественного
образа.
Воспитывать художественный
вкус.
2

«Во саду ли, в
огороде»

«рисование
свечой»

Познакомить детей с техникой
рисования свечой.
Закрепить
характерные
особенности овощей: капуста,
морковь.
Развивать
творческое
мышление и воображение.

3

«Мандаринки»

«рисование
свечой»

Продолжать знакомить детей с
техникой рисования свечой.
Закрепить
умение
использовать
в
работе
дополнительные предметы для
передачи
характерных
признаков объектов.
Воспитывать чувство любви к
красоте родной природы.

4

«Натюрморт из
яблок»

«рисование
по Продолжать вызывать у детей
сырой
бумаге», интерес к смешиванию красок.
Побуждать изображать по
«штамп»
представлению доступными им
средствами выразительности.
Развивать
фантазию,
воображение детей.
Октябрь

«Деревья»
5

«Осень на
опушке краски
разводила»

«печать листьями»

Совершенствовать
навыки
детей в использовании техники
печатания листьями.
Развивать у детей видение
художественного
образа
и
замысла
через
природные
формы.
Воспитывать эмоциональную

отзывчивость на красоту осени.
6

«Мое любимое
дерево осенью»

«кляксография»

Совершенствовать
навыки
рисования кляксами.
Продолжать помогать детям в
освоении способа спонтанного
рисования,
когда
изображаемый
объект
получается путем свободного
нанесения пятен краски.
Развивать
интерес
к
нетрадиционным
способам
рисования.

7

«Золотая осень»

«рисование
свечой»

Продолжать обучать детей
приемам работы в технике
рисования свечой.
Учить использовать в работе
разнофактурный материал.
Вызывать
у
детей
эмоциональное,
радостное
отношение к яркой осенней
природе
средствами
художественного
слова,
музыки,
произведений
живописи.

8

«Пейзаж у озера» «монотипия
сырому»

поПознакомить детей с новой
техникой монотия по-сырому.
Продолжать
учить
детей
отражать
особенности
изображаемого
предмета,
используя
различные
нетрадиционные
изобразительные техники.
Развивать чувство композиции,
совершенствовать
умение
работать в разных техниках.

Ноябрь
«Птицы»
9

«Городецкая
роспись. Птица.»

«пальчиковая
живопись»,

Познакомить
с
колоритом
городецкой росписи.

«печать от руки»,
«печатки»

Развивать чувство композиции.
Продолжать совершенствовать
умение рисовать птиц при
помощи руки.
Развивать умение пользоваться
печатками
при украшении
образа.

10 «Сова и синица»

тампонирование+
аппликация ватой

Учить
детей
создавать
целостность
объекта
из
отдельных деталей, используя
имеющиеся
навыки:
вырезывания и наклеивания.
Закрепить технику создания
изображения на плоскости и в
полуобъеме
при
помощи
ватных шариков. Развивать
мелкую моторику рук.

11 «Воробушки»

«рисование
по Продолжать
учить
детей
сырой бумаге»
технике рисования по сырой
бумаге.
Закрепить умения красиво
размещать изображения на
листе.
Развивать
композиционные
умения.

12 «Снегири и
синицы»

«штампы»

Продолжать
совершенствовать
умение
рисовать снегирей и синиц при
помощи штампов.
Совершенствовать
технику
рисования
гуашевыми
красками.
Развивать
эстетическое
восприятие.

Декабрь
«Животные»
13 «Конь на лугу»

«трафарет»,
«рисование
тычком»

Учить
детей
составлять
композицию
с
фигурой
Городецкого коня.
Продолжать
учить
детей
украшать образ способом

тычка.
Формировать умение создавать
выразительный образ.
14 «Лисичкасестричка»

«рисование
поролоном»,
«трафарет»

Научить
прижимать
поролоновый
тампон
к
штемпельной подушечке и
наносить на бумагу отпечаток с
помощью трафарета, меняя
цвет.
Развивать
фантазию,
творческую
активность
в
выборе
дополнительных
элементов.

15 «Животные
Севера»

«тампонирование», Продолжать осваивать способ
«трафарет»,
создания знакомого образа
аппликация
посредством ватных шариков
ватными
на горизонтальной плоскости.
шариками
Закрепить навыки рисования
гуашью, умение смешивать на
палитре краску.
Испытывать
чувство
удовлетворения от хорошо и
красиво сделанной поделки.

16 «Верблюд в
пустыне»

«набрызг»,
«трафарет»

17 «Снегурочка и
Дед Мороз»

Январь
«пластилиновая
живопись»

Продолжать
учить
детей
технике набрызг.
Закрепить навыки рисования
при помощи трафарета.
Расширить
представление
детей о пустыне.
Воспитывать у ребят интерес к
природе разных климатических
зон.
Познакомить детей с новой
техникой «пластилиновая
живопись».
Учить изображать несколько
персонажей.
Развивать умение отражать
свои впечатления от
новогоднего праздника.

18 «Добрые глаза
бабушки моей»

«пальчиковая
живопись»,
«восковой мелок»

Закрепить умение использовать
различные материалы для более
точного воплощения образа.
Развивать умение передавать
внешнее сходство человека, его
характер, настроение, возраст.
Воспитывать
самостоятельность в
использовании
изобразительных техник.

19 «Ненецкая
кукла»

«граттаж»

Познакомить детей с новой
техникой рисования «граттаж».
Продолжать
учить
детей
сильнее
нажимать
на
изобразительный инструмент,
как того требует предлагаемая
техника.
Развивать мелкую моторику
рук.

Февраль
«Сказки»
20 «Сказочная
птица»

«печать от руки»

Совершенствовать
навыки
рисования ладошкой.
Закрепить у детей умение
смешивать краску на палитре.
Развивать
воображение,
фантазию.

21 «Теремок»

«трафарет»

Продолжать
учить
детей
работать в технике - трафарет.
Побуждать
ребят
вносить
объекты для изображения в
соответствии
с
темой
и
замыслом.
Развивать умение создавать
сказочные здания, передавая
особенности их строения.

22 «Снежная
королева»

акварель
«по Учить
детей
технике
сырому»+
рисования восковыми мелками
восковые мелки
и акварелью.
Учить ребят передавать образ

сказочного дворца.
Развивать чувство композиции.
23 «Кот, петух и
лиса»

«печать от руки»,
«печать боковой
стороной ладони»,
«тампонирование»

Закрепить у детей умение
передавать
сюжет
сказки,
используя
знакомые
нетрадиционные
техники
рисования.
Развивать
творчество,
фантазию.
Развивать
стремление
выполнять работу красиво.

Март
«Цветы»
24 «Сирень»

«рисование
тычком»

Закрепить умение рисовать
ветку сирени способом тычка.
Формировать
чувство
композиции и ритма.
Воспитывать
эстетическинравственное отношение к
природе через изображение ее
образа
в
собственном
творчестве.

25 «Комнатные
цветы»

«рисование
поролоном»,
«трафарет»

Продолжать учить наносить на
бумагу отпечаток с помощью
поролонового
тампона
и
трафарета, меняя цвет.
Развивать
эстетическое
восприятие окружающего мира.
Поощрять детское творчество,
инициативу.

26 «Цветикразноцветик»

«смешивание
цветов»

Расширять знания цветовой
гаммы путем введения новых
оттенков, освоения способов их
получения.
Закрепить навык закрашивания
внутри контура.
Развивать
чувственноэмоциональное
восприятие
окружающего мира.

27 «Букет
хризантем»

«кляксография»,
«набрызг»

Совершенствовать
навыки
работы
в
технике
кляксография.
Побуждать
детей вносить
объекты для изображения в
соответствии
с
темой
и
замыслом.
Развивать у детей творческое
воображение.

Апрель
«Игрушки»
28 «Космическая
ракета. День
космонавтики»

«граттаж»

Продолжать знакомить детей с
техникой «граттаж».
Формировать умение получать
четкий
контур
рисуемого
объекта.
Учить создавать композицию
звездного неба.
Развивать
эстетические
чувства.

29 «Веселые
матрешки»

«граттаж»

Продолжать знакомить детей с
техникой «граттаж».
Учить детей выделять яркий,
нарядный
колорит,
композицию узора.
Воспитывать
детей
на
народных
традициях,
показывая
народное
изобразительное
искусство
нераздельно
от
устного
народного творчества.

30 «Машинки на
стоянке»

«граттаж»

Закрепить умение передавать
в
рисунке
характерные
особенности
предмета
в
технике «граттаж».
Продолжать учить создавать
композицию рисунка.
Развивать чувство ритма.

31 «Плюшевый
медвежонок»

«рисование
поролоном»

Закрепить умение рисовать
поролоном.
Побуждать
передавать
в
рисунке
образ
знакомой
игрушки. Закреплять умение
изображать форму частей, их
величину, расположение и
цвет. Развивать творческое
воображение детей.

Май
«Загадки
Акварельки»
32 «Подводное
царство»

«рисование по
сырому»+
восковые мелки,
«набрызг» и др.

Закрепить у детей знание и
умения в использовании
нетрадиционных техник
рисования.
Продолжать развивать у ребят
творческое воображение,
фантазию, мышление.
Воспитывать умение
выслушивать ответы
товарищей, не перебивать друг
друга; самостоятельно
выбирать способ изображения,
нужный материал. Доводить
начатое до конца.

33 «Космический
город»

«рисование
свечой»,
«набрызг» и др.

Совершенствовать умения и
навыки в свободном
экспериментировании с
материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
техниках.
Развивать воображение и
творчество.
Развивать умение
самостоятельно располагать
изображение на листе бумаги.
Вызывать эмоциональное
отношение к образу.

34 «Воздушные
замки»

«рисование посырому»,
«граттаж»,

Закрепить умения использовать
в работе нетрадиционные
техники рисования тычком, по-

35 «Вот и лето
пришло»

«рисования
тычком»

сырому, граттаж.
Развивать чувство композиции
и ритма.
Развивать у детей воображение,
интерес к результатам
рисования.
Понимать рисунок, как
средство передачи
впечатлений.

«печать от руки»

Совершенствовать умение
делать отпечатки ладонями и
дорисовывать их до
определенного образа.
Закрепить умение продумывать
расположение рисунка на
листе.
Развивать воображение и
творчество.

«Выставка рисунков детей данной группы»
2.4. Перспективный план работы четвертого года обучения
(подготовительная к школе группа)
№
п/п

Тема занятия

Нетрадиционные
техники
Сентябрь

Программное содержание

«Овощи,
фрукты»
1

«Овощи и
фрукты-герои
сказки
«Чипполино»

«смешивание
Продолжать
учить
детей
цветов»,
смешивать цвета на палитре.
«рисование
по Познакомить детей с новой
мятой бумаге»
техникой рисование по мятой
бумаге.
Развивать
образное
восприятие, чувство цвета.

2

«Дары осени»

«монотипия»

Совершенствовать
технику
рисования «монотипия».
Продолжать
учить
детей
выбирать цветовую гамму для
передачи натюрморта.

Продолжать развивать мелкую
моторику рук.
3

«Натюрморт с
арбузом»

«трафарет»,
«рисование
тычком»

4

«Фрукты»

«рисование
сырому»,
«монотипия»

Продолжать знакомить детей с
жанром натюрморта.
Предложить детям на основе
впечатлений, знаний, умений,
изобразить
натюрморт
с
арбузом используя технику
трафарет и тычок.
Развивать
творческую
активность.
по

Продолжать
совершенствовать технику по
сырому с отражением.
Учить
определять
место
предметов
в
натюрморте,
передавать
характерные
особенности предметов.
Развивать чувство композиции.

Октябрь
«Деревья»
5

«Ветка рябины в
вазе»

«пальчиковая
живопись»

Развивать умение планировать
расположение
отдельных
предметов на плоскости, при
использовании
нетрадиционных техник.
Совершенствовать
умение
передавать
в
рисунке
характерные
особенности
рябины.
Развивать
творчество,
фантазию
при
выборе
изобразительного материала.

6

«Березка»

«рисование
свечей»

Совершенствовать умение в
технике «рисование свечей».
Учить детей передавать в
рисунке
характерные
особенности березы.
Воспитывать эмоциональную
отзывчивость на красоту осени.

7

«Дерево под
ветром и
дождем»

«рисование
свечей» в
сочетании с
акварелью

Продолжать знакомить детей с
техникой «рисование свечей»,
сочетать с акварелью.
Учить
детей
изображать
различные образы деревьев
осенью.
Развивать у ребят фантазию
при выборе изобразительного
материала
и
составление
композиции.

8

«Ёлочка
пушистая»

«рисование смятой
бумагой», «тычок
жесткой
полусухой
кистью»
и
восковыми
мелками.

Учить изображать деревья с
помощью рисования смятой
бумагой,
жесткой
кистью,
мелками.
Продолжать обучать детей
способам действий жесткой
кистью.
Развивать
стремление
дополнять
свой
рисунок,
вносить изображения какихлибо небольших предметов.

Ноябрь
«Птицы»
9

«Снегири на
ветках»

«тычок»,
«набрызг»

Совершенствовать
навыки
рисования способом «тычка» и
набрызга.
Развивать
умение
самостоятельно
создавать
композицию.

10

«Ночной филин»

«рисование
свечой»,
«трафарет»,
«рисование
ватными
палочками»

Закрепить навыки рисования
при помощи трафарета и
ватных палочек.
Продолжать
учить
детей
рисованию свечей.
Развивать мелкую моторику
рук.

11

«Голуби»

«граттаж»

Продолжать совершенствовать
технику граттаж.
Формировать умение получать

четкий
контур
рисуемых
объектов, сильнее нажимая на
изобразительный инструмент.
Развивать композиционное и
пространственное восприятие.
12

«Воробьи на
крыше»

«трафарет»

Совершенствовать
навыки
нетрадиционной техники –
трафарет.
Воспитывать
интерес
к
природе, желание отражать
впечатления в изобразительной
деятельности.

Декабрь
«Животные»
13

«Пушистые
детеныши
животных»

«рисование
Учить
детей
изображать
поролоном»,
пушистого животного в какой«тычок
жесткой либо позе или движении.
полусухой
Продолжать
учить
детей
кистью»
использовать при изображении
шерсти материал разного вида:
поролон, трубочка.
Развивать
творческое
воображение.

14

«Пушистая
собака»

«тычок
жесткой Продолжать
учить
детей
полусухой
рисовать домашних животных
кистью»
разными материалами по фону,
передавая фактуру шерсти
животного, тычком полусухой
кисти.
Совершенствовать
умение
составлять
композицию,
включая
знакомые
изображения,
варьируя
их
размер.
Развивать
творческую
активность.

15

«Животные
жарких стран»

«рисование
тычком»,
«пальчиковая
живопись»,

Учить
детей
задумывать
содержание рисунка, рисовать
по всему листу.
Совершенствовать
технику

«кляксография»,
«набрызг.

16

«Олени в зимнем «тычок
жесткой
полусухой
лесу»
кистью»,
«рисование
поролоном»

рисования
пальцами,
«кляксографией»,
тычком,
набрызгом.
Развивать любознательность.
Совершенствовать
навыки
изображения
животных,
используя
нетрадиционные
техники рисования.
Продолжать
учить,
самостоятельно
выбирать
технику рисования.
Развивать чувство цвета и
композиции.

Январь
«Человек»
17

«Это мамочка
моя»

«Восковые мелки Совершенствовать умения и
навыки
в
свободном
+ акварель» и др.
экспериментировании
с
нетрадиционными материалами
и техниками.
Закрепить
умение
самостоятельно
выбирать
технику выполнения портрета
мамы.

18

«Олимпийские
чемпионы»

«рисование
на
полиэтиленовой
пленке»,
«пальчиковая
живопись»

Закреплять умение изображать
человека в движении в технике
«пальчиковая живопись».
Развивать умение располагать
фигуры на листе в соответствии
с задуманным сюжетом.
Воспитывать
желание
заниматься спортом.

19

«Саночники»

«печать цветными
мыльными
пузырями»,
«восковые мелки»

Познакомить с новой техникой
«печать цветными мыльными
пузырями» для создания фона.
Развивать умение располагать
фигуры на листе в соответствии
с задуманным сюжетом.
Закреплять умение изображать
человека в движении.

Февраль
«Сказки»
20

«Лиса и
журавль»

«рисование
по Закрепить навыки рисования
сырой
бумаге», «по сырому».
«смешивание
Закрепить умение смешивать
цветов»
на палитре краску.
Развивать у детей усидчивость.

21

«Фонари в
городе
Снеговиков»

«батик»

Познакомить детей с новой
техникой «батик».
Учить детей рисовать по
ткани.
Формировать
эстетический
вкус.

22

«Снежная
королева»

«батик»

Продолжать знакомить детей с
техникой «батика».
Развивать у детей чувство
цветовосприятия.
Воспитывать интерес к зимним
явлениям природы.

23

«Госпожа
Метелица»

«свеча+акварель»

Учить детей самостоятельно
придумывать и изображать
морозные узоры при помощи
рисования свечой в сочетании с
акварелью.
Развивать воображение,
фантазию.
Развивать мелкую моторику.

Март
«Цветы»
24

«Цветы в вазе»

«граттаж»

Совершенствовать
технику
рисования «граттаж».
Продолжать
формировать
чувство композиции и ритма.
Развивать
чувственно
–
эмоциональное
восприятие
окружающего мира.

25

«Георгины»

«кляксография»

Закрепить приемы работы в
технике кляксография.

Продолжать
учить
детей
передавать
в
работе
характерные
особенности
внешнего вида разных цветов.
Способствовать расширению
знаний
о
многообразии
растительного мира.
26

«Маки»

«граттаж»

Продолжать совершенствовать
технику изображения - граттаж.
Совершенствовать
приемы
работы с острым
краем
палочки.
Воспитывать
уверенность,
инициативность в опытном
освоении
новых
художественных материалов и
способов работы с ними.

27

«Подсолнухи»

«батик»

Продолжать
учить
детей
навыкам рисования техникой
«батик».
Продолжать
учить
детей
рисовать по ткани, используя
гуашь.
Закрепить представление о
внешнем виде цветка.
Апрель

«Игрушки»
28

«Веселые
человечки»

«пластилинографи Продолжать знакомить детей с
я»,
техникой «пластилинография».
«процарапывание Закрепить и усложнить способ
палочкой»
изображения
фигурки
человека.
Продолжать знакомить детей с
орнаментами народов севера.
Воспитывать
у
детей
аккуратность в работе.

29

«Ёжик в тумане»

навыки
«тампонирование», Совершенствовать
изображения
сказочного
«набрызг»
персонажа, выполняя работу в

технике тампонирование и
набрызг.
Закрепить знание детей о
цветовой гамме.
Развивать глазомер, мелкую
моторику рук.
30

«Баба Яга и
леший»

«рисование
деревянными
ватными
палочками»

Учить детей изображать при
и помощи деревянной и ватной
палочек, способов действий и
взаимоотношений героев.
Развивать чувство композиции.
Развивать интерес к народному
творчеству.

31

«Семеновские
матрешки»

«пальчиковая
живопись»,
«оттиск
штампами,
печатками».

Учить
детей
видеть
и
передавать
в
рисунке
характерные особенности форм
предметов.
Продолжать
учить
детей
использовать
техники
рисования:
«пальчиковая
живопись», оттиск штампами,
печатками.
Развивать самостоятельность,
творческую активность.

Май
«Загадки
Акварельки»
32

«Космический
пейзаж»

«батик»,
«граттаж»,
«кляксография»

Совершенствовать умения и
навыки подбирать материал,
соответствующий технике
нетрадиционного рисования.
Продолжать учить детей
создавать многоплановую
сюжетную композицию.
Закрепить знания детей о
различных техниках рисования:
батик, граттаж, кляксография.
Развивать фантазию,
воображение детей.
Развивать мелкую моторику.

33

«С днем
Победы!»

«граттаж» или
«кляксография» и
др.

34

«Любимый
город»

«восковые
Показать красоту родного
мелки+акварель» и города.
др.
Обратить внимание на
разнообразие цвета и цветовых
оттенков.
Совершенствовать технические
навыки в рисовании
нетрадиционными техниками.
Развивать наблюдательность.

35

«КВН по
изобразительной
деятельности»

Разные техники

Продолжать учить рисовать
детей праздничный салют,
используя технику гратаж или
кляксографию .
Продолжать совершенствовать
навыки детей выбирать
необходимые для рисунка
материалы: акварель, восковые
мелки, гуашь, трубочки,
палочки и т.д.
Продолжать воспитывать
патриотические чувства.

Развивать, совершенствовать,
закреплять полученные навыки
и умения нетрадиционной
техники рисования.
Расширять знания детей о
видах и жанрах
изобразительного искусства.
Закрепить знания детей об
орнаментах народов севера.
Воспитывать художественное
восприятие детьми
произведений искусства.
Доставить детям радость,
уверенность в своих силах
через развлекательный досуг,
посвященный изобразительнохудожественному искусству.

«Выставка рисунков детей данной группы»

3. Механизм отслеживания качества дополнительной
образовательной программы
В программе «Акварелька» разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику
роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется адаптированная
к задачам нашей программы диагностическая методика Н.Р. Волегова
(Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной
деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного
возраста
Разделы
Техника
работы с
материалами

Предметное
и сюжетное
изображение

Уровни развития
Средний
Высокий
Дети
знакомы
с Самостоятельно
используют
необходимыми навыками
нетрадиционные материалы и
нетрадиционной техники инструменты.
Владеют
рисования
и
умеют навыками
нетрадиционной
использовать
техники рисования и применяют
нетрадиционные
их. Оперируют предметными
материалы и инструменты, терминами.
но
им
нужна
незначительная помощь.
Передают
общие, Умеет передавать несложный
типичные,
характерные сюжет, объединяя в рисунке
признаки
объектов
и несколько
предметов,
явлений.
Пользуются располагая их на листе в
средствами
соответствии с содержание
выразительности. Обладает сюжета.
Умело
передает
наглядно-образным
расположение
частей
при
мышлением.
При рисовании сложных предметов
использовании
навыков и соотносит их по величине.
нетрадиционной техники Применяет
все
знания
в
рисования
результат самостоятельной
творческой
получается недостаточно деятельности.
Развито
качественным.
художественное восприятие и
воображение.
При
использовании
навыков
нетрадиционной
техники
рисования результат получается
качественным.
Проявляют
самостоятельность, инициативу

Декоративная Различают
виды
деятельность декоративного искусства.
Умеют украшать предметы
простейшими орнаментами
и
узорами
с
использованием
нетрадиционной техники
рисования.

и творчество.
Умело применяют полученные
знания
о
декоративном
искусстве. Украшают силуэты
игрушек
элементами
дымковской,
филимоновской
росписи и др., орнаментов
народов Севера с помощью
нетрадиционных материалов с
применением нетрадиционной
техники рисования. Умеют
украшать объемные предметы
различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года
(первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка

Техника
работы
с материалами
9
5
В
В
В
В

Предметное и
сюжетное
изображение
9
5
В
В
С
В

Декоративная
деятельность
9
С
С

5
В
С

В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения
недостатков.

Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует
художественно-творческое
развитие
детей
дошкольного
возраста,
положительно влияет на развитие их способностей, умений и навыков.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие
творческих способностей детей, педагог дает возможность активно,
самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и
непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными
техниками, развивая фантазию, восприятие цвета. Так же решаются задачи
развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения,
мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют
развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации
движений. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают
тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных
занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной техники необходимо
использовать для полноценного развития детей. У детей формируется умение
ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах
материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается
познавательный интерес. Нетрадиционные техники рисования способствуют
развитию интереса к народной культуре, декоративно-прикладному
искусству, орнаментам народов Севера.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя
свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами
сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и
порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет
радость, дает новый толчок к творчеству.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное,
приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное
состояние каждого ребенка.
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии,
используемые в развитии изобразительной деятельности детей в рамках
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
по
изобразительной деятельности «Акварелька», не будучи по своей сути
новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они
являются здоровьесберегающими, а изобразительная деятельность, в основе
которой заложено использование инновационных методик, традиционных и
нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное
влияние на здоровье ребенка.

Литература
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л.
вкл.
6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с. + 16 с. цв.
вкл.
7. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
(Часть 1 и 2). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
сценарии занятий, планирование / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: Сфера,
2004.
9. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс,
2008. – 87 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».