08.04.2019
«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по- моему вели, вели, чтобы Витя стал здоровым…»
Тема:“Особое детство”, чтение в подготовительной группе произведения В.П. Катаева “Цветик-семицветик”.
Цель:Формирование толерантного отношения воспитанников к детям с особыми возможностями здоровья.
Задачи:
· Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство сострадания к людям.
· Обучать детей пересказыванию с использованием опорных мнемосхем.
· Воспитывать доброту, отзывчивость к окружающим.
· Способствовать развитию умений понимать свои чувства и чувства других людей.
· Воспитывать чувство сострадания к людям, имеющим недостатки, желание помочь им.
· Способствовать развитию умений распределять свои желания, жизненные ценности, оценивать, что главное.
· Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
· Внедрять нетрационные методы (хромотерапию – успокаивающее воздействие цвета на восприятие детей, имаготерапию – чтение произведения, перессказ, диалог между взрослым и ребенком, аромафитотерапию – воздействие запаха на восприятие детей, музыкатерапия - воздействие музыки на восприятие детей).
Предварительная работа:
1. Чтение произведения В.П. Катаева “Цветик-семицветик” воспитанникам подготовительной группы.
2. Задание домой – работа с родителями. Произведение делится педагогом на 7 частей - отрывки, родителям прочитать детям заданный отрывок произведения В.П. Катаева “Цветик - семицветик” и подготовить пересказ отрывка произведения с использованием опорной мнемосхем.
3. Пересказ воспитанниками своих отрывков с использованием опорных мнемосхем.
4. Познавательная речевая игра – «Путешествие в страну трав».
5. Познавательная речевая игра “Цветочная поляна”.
6. Заучивание чистоговорок.
Описание предварительной работы
1. Чтение произведения В.П. Катаева “Цветик- семицветик” воспитанникам подготовительной группы.
Цель: Познакомить детей с содержанием произведения В.П. Катаева “Цветик - семицветик”
Задачи:
- Учить детей слушать, воспринимать произведение на слух.
- Развивать нравственно-этический словарь детей.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
2. Задание домой – работа с родителями.
Произведение делится педагогом на 7 частей - отрывки, родителям дается задание прочитать своему ребенку заданный отрывок произведения В.П. Катаева “Цветик - семицветик” и подготовить пересказ отрывка произведения с использованием опорной мнемосхемы.
Цель:Вовлечение родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс группы.
3. Пересказ воспитанниками своих отрывков с использованием опорных мнемосхем произведения “Цветик-семицветик” В. П. Катаева.
Цель:Продолжать учить детей содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты
Задачи:
- Совершенствовать умение пересказывать текст по частям с использованием опорных схем. Помогать составлять план своего рассказа и придерживаться его.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
- Приучать детей к самостоятельности суждений.
4. Познавательная речевая игра – «Путешествие в страну трав».
Цель: Дать детям информацию о пользе лекарственных растений в жизни человека.
Задачи:
- Знакомить детей с лечебными свойствами растений
- Рассказать детям об уникальности каждого растения, провести взаимосвязь уникальности каждого растения природы и уникальности каждого человека, как части природы, о том, что люди могут помогать друг другу.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Дорогие ребята! Предлагаю вам отправиться в путешествие в страну трав. А что же такое трава? Это небольшое растение с мягким и плоским стеблем.
Ландыш – многолетнее травянистое растение.
Когда цветут ландыши? (в мае)
В ландыше вся лесная поэзия мая.
Ландыш – полезное лекарственное растение.
Настойка ландыша применяется в медицине как успокаивающее средство.
Лопух – где растет? (на лугу, огороде, вдоль дороги)
Лопух – целебное растение, его прикладывают к ранам, чтобы заживали накладывают к больным суставам. Отваром лопуха лечат заболевание кожи.
Одуванчик – золотой, солнышка сынок родной – так говорят люди об одуванчике.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. Одуванчики раскрываются в 6 утра, а к трем часам дня уже гаснут их желтые огоньки.
В медицине его используют для лечения почек и печени.
Подорожник – растет вдоль дорого –многолетняя трава.
Им лечат аллергию, применяют как обезболивающее средство.
Полынь –высокая трава – пахучее растение.
Если растереть листок полыни, почувствуешь сильный, приятный запах.
Запах полыни прогоняет мышей и разных насекомых, листья обладают лечебными свойствами, а чай с полынью повышает аппетит.
Игра «Узнай, какая это трава?»
Отгадай загадки
В белой шапке стоит дед
Если дунешь-шапки нет (одуванчик)
В ельнике цветет густом
Звенит белым бубенцом (ландыш).
Речевая игра «Поиграем в слова» (продолжить, назвав прилагательное).
Василек – синий
Крапива – жгучая
Одуванчик – пуховой
Ландыш – белый, голубой
Лопух – полезный, большой
5. Познавательная речевая игра “Цветочная поляна”.
Цель:Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Задачи:
-Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, раньше лето называли красным, т.е. красивым.
Почему, как вы думает?
Ответы: Летом много цветов
Воспитатель: Мы с вами уже попрощались с летом, сейчас наступила осень, давайте мы с вами вспомним, стихи о цветах, которые учили с вами.
Дети рассказывают стихи о цветах:
Одуванчик – до чего ж
Ты на облачко похож
Страшно даже и взглянуть
Как бы облачко не сдуть.
Белая ромашка – лепестки вразлет
Мчусь с тобой в ладони, словно вертолет
Лепестки – пропеллер, я чуть-чуть дышу
Я ромашку маме подарить хочу
Колокольчик голубой
Колокольчика цветы очень вежливы
А ты?
Речевая игра «Назови ласково»
Цветок - цветочек
Лист - листочек
Василек - василечек
Ромашка - ромашечка
Стебель -стебелек
Пион - пиончик
Воспитатель:
А теперь представьте себе поляну, раннее утро, что происходит с цветком! Выглянуло солнце. Каждый из вас цветок, просыпается, тянется к солнышку и говорит свое цветочное имя.
Я… (мак, василек и т.д.)
Лето дарит нам цветочки на память
Каждый человек красив, уникален, словно цветок.
6. Заучивание чистоговорок.
Цель: Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Задачи:
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка.
- Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Лепка на тему: «Цветик – семицветик»
Описание хода занятия в рамках открытогоурока чтения-2017
по теме: «Особое детство»
по произведению В.П. Катаева «Цветик – семицветик»
Часть 1
Ребята, сегодня прекрасный осенний день и мы с Вами давайте вспомним наше домашнее задание.
Дети слушают пересказ последнего отрывка “Цветик-семицветик” В.П. Катаева, в котором Женя помогла мальчику Вите стать здоровым.
Вопросы к детям после пересказа:
1. Как Вы думаете, какое желание было самым полезным для Жени и почему?
2. Какому герою из произведения нужна была помощь и почему?
3. Почему Витя обиделся, когда Женя предложила ему поиграть?
4. Что помогло Вите стать здоровым?
5. Как Вы считаете, можем ли мы с Вами быть добрыми, понимающими?
Часть 2.
“Путешествие в страну запаха”.
Приготовлены столы, на каждом столе разложен поднос с салфетками пропитанными маслом с запахом растения.
Дети подходят к каждому столу, определяют по запаху лекарственные растения и говорят, как они помогают нашему организму:
1. Ромашка – успокаивает.
2. Лопух – прикладывают к ранам.
3. Одуванчик – используют в медицине.
4. Полынь – чай с полынью повышает аппетит.
“Путешествие в страну цвета”.
Воспитатель:
У цветика-семицветика сколько лепестков? (7)
Какого они цвета?
Сейчас мы отправляемся в волшебную страну цвета, где сможем не только увидеть, но и почувствовать каждый цвет.
Воспитатель: Синий цвет на что похож?
Дети: цвет неба, морских волн, добра.
Релаксационное упражнение “Крылья”.
Встаньте в круг, представьте, что над головой у Вас синее небо, делаем три вдоха и выдоха, поднимите руки вверх. Мы взлетаем, мы летим, у нас отличное настроение, хочется всем помогать, всех любить. Вдалеке показалась волшебная страна добра. Давайте прикоснемся к этому чуду. Почувствовали, какое оно нежное, теплое? Частичку этого чуда мы возьмем с собой. Летим назад, сделайте три вдоха и выдоха. Мы вернулись. Что Вы почувствовали во время полета? Чего Вам хотелось?
Воспитатель: Красный цвет на что похож?
Дети: цвет любви, сердца.
Эмоциональное упражнение “Иногда я бываю”.
(Показать сердечко) и со словами: “Иногда я бываю…”, передать сердце другому нужно продолжить предложение, назвать свои отрицательные качества, от которых можно избавиться.
Эмоциональная игра «Какого мы цвета?»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами подумаем, какой цвет живет у нас внутри, какой цвет вам больше нравится и что же он означает.
Воспитатель: Желтый цвет на что похож?
Дети: цвет солнца, добра.
Воспитатель: Солнышко согревает нас, а мы его лучики добрые, светлые, лучистые, давайте подарим друг другу тепло своих улыбок.
Дети встают в круг, образуя солнышко и лучики, улыбаются друг другу.
Воспитатель: Зеленый цвет на что похож?
Дети: цвет травы и деревьев, цвет природы.
Воспитатель: Давайте пройдем по травке и почувствуем, как она нежно щекочет наши ножки. Ходьба по массажным дорожкам – травка.
Воспитатель: Розовый цвет на что похож?
Дети: цвет любви.
Воспитатель: давайте все обнимемся, подарим друг другу свою любовь и обязательно почувствуем ее.
Воспитатель: Посмотрите, сколько много в нас цветов и все они играют своими красками, вы все красивы, каждый человек красив и уникален.
Часть 3
“Мое желание”.
Дети берут по одному лепестку и загадывают желание. Лепестки разного цвета!
Каждый ребенок берет лепесток, говорит заветные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Затем бросает лепесток и вслух загадывает свое желание.
Часть 4.
Итог занятия.
Сегодня мы с Вами поговорили о том, какими способами можно выражать дружеское отношение, как можно помогать другим людям, если они нуждаются в помощи, как дарить людям радость.
Большое спасибо Вам за то, что смогли помочь друг другу справиться с разными трудностями, что Вы такие добрые и дружные. Дарим детям медальки в форме лепестка…
Приложение
Ответы детей на занятии.
1. Как Вы думаете, какое желание было самым полезным для Жени и почему?
Ответ: Последнее желание было самым нужным, Женя встретила друга, и смогла играть с ним.
2. Какому герою из произведения нужна была помощь и почему?
Ответ: Вите, он болел был хромой.
3. Почему Витя обиделся, когда Женя предложила ему поиграть?
Ответ: Он подумал, что Женя смеется над ним, потому что он хромой.
4. Что помогло Вите стать здоровым?
Ответ: Желание Жени, чтобы Витя стал здоровым
5. Как Вы считаете, можем ли мы с Вами быть добрыми, понимающими?
Ответ: Да.