08.04.2019
Проблема эмоционального развития и нравственного воспитания ребенка вызываетпристальный интерес педагогов и родителей.
Очень часто человек испытывает эмоциональный дискомфорт от того, что не умеетвнятно объяснить собеседнику свои чувства, эмоции. Сказать о них так, чтобы не обидетьдругого.
Чтобы в ходе общения человек мог рассуждать не только по поводу внешнего мирапредметов и явлений, но и по поводу внутреннего мира (чувств, эмоций, переживаний).Необходима соответствующая лексика, а именно эмоцианально-оценочная, котораявключает следующие группы слов: слова, называющие эмоции и чувства (радость, страх,любовь и т.д.); слова, эмоциональная значимость которым придаетсясуффиксамиэмоциональной оценки (рученька, домишко); слова - оценки, квалифицирующие предметс положительной или отрицательной стороны всем своим составом, лексический (добрый, ужасный, милый, великолепный, молодец и т.д.); слова, которые характеризуютнравственные, качества человека (честный, добросовестный, справедливый и т.д.).
Дидактические игры и упражнения направлены на закрепление представлений обэмоциях, чувствах, активизацию соответствующей лексики, установление взаимосвязислов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языка. Сохранению
интереса детей к дидактическим играм способствует включение в них разнообразных
игровых действий: кому брошу мяч, тот отвечает; называние слов по цепочке, кто большеназовет слов; прошепчи на ушко; отгадывание и отгадывание.
Дидактические игры рекомендуемые для родителей с детьми:
«Ромашка радости».
Взрослый обнимает ребенка, подавая ему руку, желают друг другу что-торадостное. Примерные варианты высказываний: пусть у тебя будет хорошее настроение;желаю чтобы у тебя были друзья.
«Загадки о чувствах»
Сначала загадки загадывает взрослый, потом придумывают сами дети
- что ты чувствуешь когда мама улыбается, когда праздник, когда все дружат, когда никто не болеет.
- что чувствуешь, когда в комнате темно; когда увидел сто-то страшное.
Игра «море волнуется»
Взрослый предлагает или вместе с ребенком изображают какую-либо фигуру(удивленную, смешную. Грустную). Называет ее, употребляя соответствующую лексику.
Игра «Закончи предложение»
Ребенок шепчет взрослому на ушко этот мальчик... (грустный, веселый, щедрый, жадныйи т.д.).
Эти игры закрепляют представления детей о внешних выражениях различныхэмоций.
Детская игра «Найди ошибку»
Взрослый предлагает ребенку найти ошибку: девочка радуется, потому что получила
двойку; сегодня праздник поэтому мальчик грустит; сильный мальчик заступается за
слабого и т.д.
«кто, что делает?»
Взрослый назьпзает слово, а ребенок отвечаетПлакса - ..... (плачет)
Злой - ..... (злится)
Храбрец - ..... (храбрится)
Грустный - ..... (грустит)
Лодырь - ..... (не любит трудиться)
«Что бывает» ... (добрым, умным, веселым?)
Дети называют слова по цепочке
Например, добрым бывает не только человек, какое-либо животное (собака, кошка), но ируки, глаза, солнце, улыбка и т.д.
Организованное подобным образом работа позволяет сделать речь детей
индивидуальной, яркой, наполнит ее образными средствами, поможет дошкольникуналадить взаимоотношение со сверстниками и окружающим миром.